Не знаю, какие ветры накрыли мой мозг, но сегодня ночью я зачем-то села и посмотрела третий сезон Торчвуда. И теперь, как Гришковец в монологе про железнодорожников, мало того что сам это уже знаю, так теперь про это еще и другим расскажу.
Хотя - подумалось - а есть ли тут еще какое-нибудь слово, кроме "пиздец"?
много эмоций и спойлеровВсе знают, что Фрияна злобный ангстер, и ей чем хуже, тем лучше, но блин, это был какой-то натурально пиздец. И ведь даже не скажешь, что закономерный - до этого был обкуренный нахрен институт с обкуренной нахрен командой, и апокалипсисы у них были такие же, местами ангстовые, а потом просто взял и пришел однажды окончательный всем пиздец, всепроникающий такой, основательный, до дна душонки чтобы, и всем сразу, как сестрам по серьгам - как бетонной плитой над всеми проехался, кто не пригнулся, тот без башки. По самые коленки примерно.
Ангст - это конец второго сезона. Умирающая Тошико и умирающий Оуэн, разговаривающие по рации о вечном перед смертью - вот это был ангст, добротный, с поводами задуматься и философией посылов. Осиротевший без них Торчвуд, про который понятно - прорвутся, куда они денутся. Нечто похожее на последующий логичный поиск рекрутов, логично парящийся своей личной жизнью Йанто, логично беременная Гвен даже. А потом бац - и ты понимаешь, что это не новая интересная заварушка началась, это всем уже давно пришел пиздец, только его еще не узнал никто.
Бункер Торчвуда разрушить - глобально, чтоб восстановлению даже ни-ни. Деятельность развалить - глобально, чтоб всех на мушку и теплые деньки кончились. Джека наконец-то прибить - тоже глобально, а потом еще и глобально забетонировать - пиздец, вкапывающийся в мозг по самые основы, это не ангст уже, это тотальное разрушение корней, на которых суть держится. И когда эта мысль доходит, понимаешь, что ждешь уже не - как они из этого выберутся, а - что выберется и в каком виде, и для чего. И зачем оно так.
Туда же вся слетевшая шелуха первых двух сезонов - недовлюбленность Гвен, недоревность Риса, недопавлинистость Джека, недосухость Йанто - ничего из этого не остается, причем тоже как-то вдруг, без перехода, просто больше нет и все, и это тоже говорит, что ко всем на этот раз пришел настоящий великий пиздец. И то, что Джека быстренько спасают, а Торчвуд быстренько опять собирается в кучку, успокаивает как-то неуверенно, и недопокой этот держится даже не до обсуждений способов отбора миллионов детей на убой. Дети снова были ангстом - поводом на подумать и историей с посылом - а умирающий Йанто вот так вот взял и вернул в мир пиздец. Пиздец-пиздец-пиздец, потому что убить Тошико или Оуэна - выбраковать тех, кто ниасилил задачу, но убить Йанто - все равно что выдернуть те самые основы, как бункер Торчвуда или бессмертие Джека. Последние полторы серии шли под внутреннем воплем "только попробуйте, суки, не оживить, вот только попробуйте!" - это ж такой завал всего будет, что из этой лажи финал уже ничего не вытащит. Потому что нет такой картины мира, в которой была бы разумна и осмысленна смерть Йанто. Мир Торчвуда жесток, но насквозь весь этичен, и убивать Йанто - это против всего, что говорилось до того, как. В этом мире никогда не гнушаются убивать, но в нем никогда не убивают не тех.
Авотхуй! - радостно сказала реальность. Потому что еще минут сорок спустя стало ясно, что в таком пиздеце, какой там творится, смерть Йанто - всего лишь один из шагов на пути в бездну. И какой же должна быть бездна, чтобы настолько вопиюще кривой шаг смотрелся в ней логичным и закономерным, чтобы - более того - он на пути к ней в какой-то момент даже терялся. И когда вдруг доходит масштаб всей задумки, это как, я не знаю, все равно, что засунуть голову в эту бездну самой. Ты туда такой охуевший смотришь - а она в ответ смотрит в тебя, и спокойно холодно так подмигивает, без кокетства, констатация факта и все - привет, вот ты, вот я, вот мы смотрим. Любуйся, я тут тоже заодно пока посмотрю.
Хуже всего то, что весь этот шокирующий кошмар не противоречит в итоге ничему, что было до. Он создает контраст, но не между жизнью и смертью, а между тем Джеком, которого видели все и всегда, и тем Джеком, который есть на самом деле. Он не худший и не лучший, без секретов там или открытий, просто настоящий, и весь этот пиздец, получается - это набросок внутреннего мира одного человека, и этот мир он в себе таскает всегда, и таскал, даже когда тупил и павлинничал в Докторе и первых сезонах. Все политические дрязги, самопожертвования крайних, убийства любимых, шкурничество от страха и ерзания великих, все, чем наполнен сюжет - все это тоже есть, этого навалом под завязку, как добротной такой правильной мировой грязи, которой в Торчвуде всегда и было доверху, но все это выглядит, как шелуха на фоне одной трагедии. Не потому что оно мельче или недостаточно мощно - потому что весь этот кошмар и ужас ничто перед такой одной трагедией одного человека. Потому что трагедия больше - настолько.
И в ней обречены жить, навсегда. И не с сегодняшнего дня, а так и было всегда. Вообще всегда, пока этот человек улыбался, павлинничал, манерничал, тупил и носился туда-сюда два сезона.
Злобный ангстер во мне, посмотрев на такое, поперхнулся и сдох в конвульсиях. И я, кажется, понял, чем отличаются ангст и пиздец. Ангст ломает то, чему пришло время сломаться, ангст бывает жестким, бесповоротным, окончательным и совершенно не шуточным. Но ангст не ломает основы, он их только высвечивает, что само по себе ни разу тоже не безболезненно, но даже когда ты умираешь в ангстящемся вокруг тебя мире, ты умираешь только той частью себя, которой пришло время умереть. А вот когда умираешь целиком и остаешься жить после этого - это пиздец.
Торчвуд
Не знаю, какие ветры накрыли мой мозг, но сегодня ночью я зачем-то села и посмотрела третий сезон Торчвуда. И теперь, как Гришковец в монологе про железнодорожников, мало того что сам это уже знаю, так теперь про это еще и другим расскажу.
Хотя - подумалось - а есть ли тут еще какое-нибудь слово, кроме "пиздец"?
много эмоций и спойлеров
Хотя - подумалось - а есть ли тут еще какое-нибудь слово, кроме "пиздец"?
много эмоций и спойлеров