читать дальше- Вы не уважаете читателей?
- Я рад каждому, кто меня как-то понимает и кому я могу что-то дать. Но нельзя корректировать свою работу в зависимости от читательских отзывов. Кто делает что-то в искусстве - должен быть принят теми, кто в нем менее компетентен, чем автор. Следуя пожеланиям и взглядам читателей, я низведу свою компетентность до уровня людей некомпетентных, непрофессионалов, - что же нового я смогу им тогда дать, если стану писать так, как они уже знают (коли советуют)? Понимание писателя читателем обогатит читателя; следование писателя за читателем обеднит обоих. Увы - мы переживаем сейчас эту банальную истину только по дилетантству задавшего вопрос.
Априори принимается, что писатель компетентен в искусстве. А что, если нет?
- Что самое трудное в работе писателя?
- Нервное истощение. Настоящая работа делается на большом нервном перенапряжении: первое следствие - бессонница; становишься вял, сер, безмерно раздражителен и чувствителен. Запускаешь все, опускаешься физически. Забываешься горячечным сном под утро, урывками спишь весь день, неспособен отвлечься ни на что: мысль о каких-либо обязательствах, делах - несносно изматывает, гонишь ее. И лишь в сумерках обычно садишься за стол свежим и собранным, чтоб три-пять часов работать в полную силу.
Закрытая третья чакра при попытках работать на пятой, картина маслом.
- А что, для Вас, самое скверное в работе писателя?
- Ничего нового: зависть и злоба коллег. Они неизбежны и естественны. Человек стремится к самоутверждению. И мерит себя относительно других. Больший писатель самим своим существованием затеняет меньших. Быть вершинами хотят многие. Можно подняться выше всех - а можно выкосить всех, кто выше или вровень с тобой. Чаще используют оба способа. Здесь же борьба за выживание, и побеждает сильнейший.
Непроработанная первая чакра - что вообще можно реального делать, если все еще борешься за выживание?
- Если взять Ваши вещи - они такие разные?.. А каково же Ваше лицо? Читателю хочется это знать.
- Читатель что, жениться на мне собрался? Или только читать?
- Сколько раз Вы были женаты?
- А вы? Я не кинозвезда: рост, вес, талия не интересуют?
В точку )))
- Есть мнение, что Ваши произведения излишне усложнены. Предмет литературы - в первую очередь душа человека, так? Не лучше ли без формальных ухищрений просто открыть душу, сказать свое, собственное, откровенное, затронуть читателя до глубины сердца - чего ж еще? Лучше кого-то или хуже, оригинально или обыкновенно - неважно!.. главное - свое выразить.
- Выражаю свою скорбь: всю жизнь слышу этот смешной вопрос. Чтобы выразить свое, надо а) иметь свое; б) суметь его выразить. Хрестоматийная истина - всякое искусство условно. Чувства и мысли выражаются условными средствами искусства. Читатель "не замечает, как это сделано", если уровень читательской культуры совпадает с уровнем писательской - то есть они говорят на одном языке. Иначе - ярлыки "примитив" или "заумь".
Зашибись. А существует ли объективно тогда "примитив" или "заумь"? )) Или вообще есть только разница уровней культуры?
- Писать ли мне?
- Если вы спрашиваете об этом - то нет.
Просто понравилось.
- Вы циник!
- Я просто честен и умен.
- Вы жестоки!
- Я честен и силен.
- Вы эгоист!
- Я обязан делать свое дело. Кроме меня его не сделает никто.
- А кому оно нужно?
- Мне. Но и вам: у нас одна культура и история на всех...
- Ваше самолюбование мерзко.
- Так зачем вы на меня смотрите? Я не стыжусь себя: честно говорю то, что другие ущемленно и спесиво лелеют в тени своих липких душонок, боясь обнажить их хилое уродство.
Нереально жжот Веллер, просто нереально.
- На Вашей совести есть грехи?
- Для начала тут надо иметь совесть... Есть. И много. Я не боюсь их. Хотя для таких, как я, грехи не существуют. Я прагматик. А истина вне морали. Есть лишь суть вещи, действие, следствие и плата.
Фсе, отпала в обморок. Бедные мои стихийные маги )))
(с) Михаил Веллер "Рандеву со знаменитостью".